Menu

 




Гуманистическая сущность прогрессивных традиций как концептуальная основа их синтеза

Например, в «Карпатском концерте» М. Скорика такие характерные особенности местного фольклора, как лидо-миксолидийский ладовый каркас, образованный сопряжением увеличенной и уменьшенной кварт, или как «пробеги» через сильную долю такта, характерные для инструментальных наигрышей, осмысливаются в одном ряду с выработанными импрессионизмом приемами звукописи, а типично фольклорное противопоставление речитативности и танцевальности предстает в облике классической двухчастности. Иначе говоря, локальные прежде элементы художественного языка обретают глобальную, интернациональную значимость именно благодаря их синтезу с унаследованными от мировой классики средствами выразительности. Аналогичным образом, во 2-й симфонии Е. Станковича квинтольные фигуры, восходящие к праславянской фольклорной пятидольности, становятся средством сплачивания и развития тематического материала, насыщая всю ткань симфонии, а мелодические скачкообразные «зигзаги» образуются из обращения полутоновых «гроздьев», восходящих к древним узкообъемным звукорядам, то есть вновь-таки происходит своеобразная универсализация этнически специфичных выразительных средств, выявление их рядо-положности с общепризнанными достижениями мировой классики, а тем самым - и преемственности их обоих в широком смысле.